культура

Возродим Художественный фонд

Сторонник Движения Захара Прилепина, историк искусства, журналист Антон Айнутдинов предлагает возродить Художественный фонд
Партия «Справедливая Россия - За правду» сейчас занимается разработкой новой культурной стратегией страны. Это очень правильное и своевременное обсуждение, многие проговоренные экспертами вещи обязательно войдут в предвыборную программу. Но без конкретных механизмов, которые будут способствовать развитию культуры, обозначенная стратегия не сможет стать эффективным инструментом. За тезисами должен быть конкретный набор практических шагов.
Один из таких механизмов, который следует включить в программу – это возрождение Художественного фонда, который, начиная с 1940 года в СССР, занимался материальной и социальной поддержкой художников и искусствоведов – деятелей изобразительного искусства.
Антон Айнутдинов
историк искусства, журналист
В 1990-ые годы, к сожалению, сама идея Фонда была сильно искажена и опорочена либералами, которые ликвидировали учреждение, посчитав, что оно обслуживало Коммунистическую Партию Советского Союза. Это привело к катастрофическим последствиям, плачевному, нищенскому положению для живописцев, скульпторов, графиков, художников кино и театра, искусствоведов. Они оказались исключенными из экономических отношений, лишены любой финансовой и социальной поддержки государства.

Между тем, в наше время художественные вузы страны и университеты ежегодно выпускают специалистов в области изобразительного искусства. Они имеют случайные заработки, искусствоведы получают маленькие зарплаты в муниципальных и региональных музеях. Чуть лучше положение у работников частных галерей. Но общее положение оставляет желать лучшего. Не говоря уже о художниках старшего поколения, которые не имеют никакой социальной поддержки. Профессия «художника» вычеркнута из всех социально-экономических отношений.
Учреждение государственного Художественного фонда, который будет аккумулировать денежные средства, позволит помочь художникам и искусствоведам выйти из черты бедности.
Как он может функционировать?
Музеи и галереи, как столичные, так и провинциальные, могут выступать заказчиками произведений искусства. В роли таких же заказчиков могут выступать и государственные учреждения, частные промышленные предприятия. Приобретая произведения искусства, они будут делать отчисления в Фонд, который, в свою очередь, будет их направлять напрямую творцам на социальную поддержку (санаторно-курортное обеспечение, медицинское обслуживание, командировочные расходы), выплату гонораров за выполненные творческие работы, написанные искусствоведческие статьи или книги.
Собственно говоря, все это уже было апробировано в советские годы и эффективно работало. Все произведения, находящиеся в коллекциях ведущих музеев страны, начиная с XX века, были приобретены ими через Художественный фонд СССР. Сейчас мы все ими восторгаемся и любим, считаем своим народным достоянием. Так что такая организация отношений между государством и художниками успешно себя зарекомендовала. Благодаря ей, художники пользовались уважением в обществе, и в то же время музеи пополнялись новыми произведениями.
Антон Айнутдинов
историк искусства, журналист
А что останется от нашей эпохи? Наступило время - всерьез задуматься о том, что мы расскажем будущим поколениям о нашем времени. Повернувшись лицом, к талантливым и умным людям, мы сможем осуществить культурную преемственность, начать, наконец-то, уважать своих соотечественников не на бумаге, а делами.
Made on
Tilda