Новости
Статьи

Екатеринбург - Москва 360 км/час

На Среднем Урале собираются строить высокоскоростные поезда

В Верхней Пышме на заводе «Уральские локомотивы» прошла церемония закладки первого камня производства по выпуску электропоездов для высокоскоростных магистралей. Предполагается, что они будут развивать скорость до 360 км/ч. Вот только опыт создания на Урале ВСМ и вообще история этого вопроса в России заставляют терзаться смутными сомнениями – будет ли успешен этот проект, запущенный в разгар пандемии и экономического кризиса?

В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Пегов, президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский, президент компании «Сименс» в России Александр Либеров, генеральный директор «Уральских локомотивов» Олег Спаи и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. То есть, представительство официальных лиц (кто в маске, а кто нет) было серьезным. После подписания соглашения о создании производства высокоскоростных составов «вожди» заложили памятную капсулу на месте строительства цеха.

Кстати, 360 км/ч – это немало. Для сравнения: электропоезд «Ласточка», который ходит в том числе и по свердловским магистралям, разгоняется до 160 км/ч. Планируется, что уровень локализации производства составит не менее 80%, а объем инвестиций будет свыше 10 млрд. рублей.

Все это, конечно, здорово: инновационное производство, новые рабочие места, инвестиции. Вот только история создания ВСМ в России в целом, и в Свердловской области в частности, заставляет достаточно осторожно относиться к бравурным отчетам чиновников и промышленников.

Напомним, РАО «Высокоскоростные магистрали» было создано ещё в 1991 году для строительства скоростной железной дороги из Петербурга в Москву. Проект предполагал создание железнодорожных путей, транспортно-коммерческого комплекса (ТКЦ) у Московского вокзала и скоростного, разгоняющегося до 350 км/ч, поезда «Сокол». В итоге был вырыт только котлован для ТКЦ, который потом отдали в счет уплаты долгов РАО перед британскими банками. Идею все-таки реализовали, но в урезанном виде. Отдельные пути строить не стали, а по старым модернизированным вместо отечественного «Сокола» пустили переделанный под нашу колею немецкий «Сапсан».

Еще тогда многие специалисты-железнодорожники предупреждали, что замена «птиц» сажает Россию «на иглу» «Сименс». И «Сапсан», и «Ласточка», которую начали выпускать к Олимпиаде в Сочи – это германские проекты, причем далеко не первой свежести, и в Верхнюю Пышму техническую документацию должны предоставить тоже немцы. Кстати, для Свердловской области тема ВСМ не нова. Ее пытался продвигать, ещё будучи главой региона, Александр Мишарин.

Справка
Александр Сергеевич Мишарин. Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по развитию скоростного и высокоскоростного движения (с 3 декабря 2012 года по май 2019 года), член правления ОАО «РЖД» до ноября 2019 года, председатель совета директоров ОАО «Скоростные магистрали» (дочки ОАО «РЖД»). С мая 2019 года Мишарин, при котором в России не было построено ни одного километра высокоскоростных магистралей, был отстранен от проектов ВСМ, ему было поручено заниматься стратегией развития зарубежного бизнеса ОАО «РЖД» и приоритетными железнодорожными проектами в других странах. В ноябре 2019 года ушел в отставку. В 2009-2012 годах – губернатор Свердловской области.

Навязчивой идеей Мишарина был запуск скоростного сообщения между Екатеринбургом и Москвой. «Потомственному железнодорожнику» почему-то никто не объяснил (а может, не смогли), что этот проект не только финансово неподъемный – он просто абсолютно не нужен!

Для ВСМ нужен отдельный путь – это азбука, и это показал опыт эксплуатации магистрали Москва – Санкт-Петербург. Значит, потребуется выкуп земли на протяжении двух тысяч километров. Плюс строительство самих путей, вокзалов, мостовых переходов через такие реки, как Кама, Волга и Оку. Специалисты ОАО «Уралгипротранс» (одна из крупнейших проектных организаций России, занимающаяся инженерными изысканиями и комплексным проектированием объектов транспортной инфраструктуры) посчитали, что для выхода на окупаемость хотя бы в обозримом будущем, из Екатеринбурга в столицу поезда должны ходить каждые полчаса. Но найдется ли столько желающих трястись 8-10 часов в положении сидя – «спальных» вагонов для ВСМ попросту нет.

Ну и в качестве «вишенки на тортик». Как заявил президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский, завод «Уральские локомотивы» готов «в короткие сроки к 2025 году к освоению и запуску в серийное производство высокоскоростного подвижного состава». Ничего себе – «короткие сроки». Рассказать про такое китайцам, которые строят по тысяче километров ВСМ в год – они не поверят, а если поверят, то будут долго над этим смеяться.
Made on
Tilda