Новости
Статьи

Чем Средний Урал поспособствовал полету Юрия Гагарина?

Сказать, что полет Юрия Гагарина вызвал огромный резонанс – это ничего не сказать. Вот что, например, писала тогда газета «Вечерний Свердловск»:

«Чеканно-торжественный голос диктора моментально собрал у уличных громкоговорителей толпы народа. Там и тут останавливались автомашины, и водители на полную громкость, включив радиоприемники, услужливо распахнули дверцы, чтобы людям, мгновенно обступившим автомашины плотным кольцом, лучше было слышно. И у каждого слушателя горделивым блеском засияли глаза: «Это – мы! Это – наш!»

Начнем с того, что именно в Свердловске проходили испытания первые советские реактивные авиационные двигатели.

Авиационные? Да, но с чего-то же надо было начинать. Если до Великой Отечественной войны развитие реактивной тяги привело к созданию гвардейских минометов М-13 «Катюша», то в годы ВОВ в поселке Билимбай велись работы по созданию реактивного самолета. 15 мая 1942 года летчик Григорий Бахчиванджи совершил первый полет. Эти испытания стоили ему жизни. Но без реактивной авиации не было бы и освоения космоса. Да и первый отряд космонавтов набирался исключительно из летчиков.

В 1957 году в Свердловске при Уральском государственном университете была основана станция наблюдения – тогда еще для слежения за искусственными спутниками Земли.

Средний Урал обеспечил космическую программу системой связи. На Свердловском НПО «Автоматика» были созданы кварцевые резонаторы. Впервые сдвоенный радиопередатчик мощностью 1 Вт с ними был опробован на первом искусственном спутнике Земли. Кстати, цех по производству резонаторов был закрыт лишь в 1991 году, когда они стали не нужны в современных приборах.

В 2010 году на территории предприятия открылся музей производства космической техники – здесь, в том числе, можно увидеть и те самые кварцевые резонаторы.

Проявил себя, казалось бы непрофильный, «Уралвагонзавод». В конструкторском бюро УВЗ были созданы системы заправки жидким кислородом. И опять же испытания они сначала прошли на ракете, выводившей на орбиту первый искусственный спутник Земли. А на свердловском НПП «Старт» разработали и изготовили заправочное оборудование.

Ну и как говорится, «на закуску». Практически в каждом городе России есть улица Гагарина, есть такая и в Екатеринбурге. Но ее уникальность в том, что она была единственной в СССР, названной в честь первого космонавта еще при его жизни.

С ПРАЗДНИКОМ, ДРУЗЬЯ!
Made on
Tilda